Химба:
память о прошлом, взгляд в будущее

Текст: Кэрен Э. Лэнг
Фотографии: Кэрол Бэквис и Анджела Фишер

Химба. Посмотреть большую фотографию Для туристов, приехавших в северо-западную Намибию, женщины химба, кожа которых выкрашена охрой в красный цвет и натерта маслом, олицетворяют «традиционную» Африку. Однако образ жизни племени быстро меняется. Несмотря на то, что многие женщины все еще носят одежду из шкур, они участвуют в выборах и отдают своих детей в школы.

Химба. Посмотреть большую фотографию Когда смотришь на этих женщин, кажется, что современный мир совершенно на них не влияет. Но их мужья и сыновья, которые могут получить работу в городах, часто одеваются и на европейский манер. По словам антрополога Маргарет Якобсон, женщины из племени химба продолжают носить традиционную одежду еще и потому, что им трудно найти свое место в современном обществе.

Химба. Посмотреть большую фотографию Когда в восьмидесятые годы Намибия страдала от бесконечных засух и войны, казалось, что культура химба – племени скотоводов - исчезнет. Девяносто процентов скота пало. Некоторые семьи перебрались в Анголу. В поисках заработка часть мужчин вступила в армию, которая сражалась против повстанцев, боровшихся за независимость Намибии.

Химба. Посмотреть большую фотографию Голодные мужчины, женщины и дети наводнили город Опуво, где раздавали гуманитарную помощь. Они селились в трущобах, а дома делали из картона и полиэтиленовых пакетов.


Химба. Посмотреть большую фотографию В сезон засух племя кочует по пастбищам. Для того, чтобы прокормить домашний скот в засуху, люди вынуждены менять за год до десяти пастбищ. От жары дети прячутся в домиках из веток, обмазанных глиной. А перед началом сезона дождей, когда трава уже съедена или засохла, они возвращаются на фермы в речных долинах, где она еще остается зеленой.

Химба. Посмотреть большую фотографию Козы помогли химба пережить засуху в восьмидесятых. Коров из-за ритуальных запретов не всегда можно продать или забить на мясо. С козами никаких запретов не связано, поэтому они играют важную роль в хозяйстве племени.
Однако племя, насчитывающее от 20 до 50 тысяч человек, не унывает. В XIX веке химба выжили, хотя племена с юга часто совершали набеги, чтобы захватить скот. Многие перебрались в Анголу, присоединились к португальской армии и создали свои отряды. Потом некоторые вернулись в Намибию. В двадцатых годах XX века правители Южной Африки переселили химба в резервации и запретили им торговать, пасти скот, выращивать и собирать растения по берегам реки Кунене. Но народ терпел, даже когда приходилось есть шкуры, на которых спали.
В девяностых годах в Намибию пришел мир, засухи прекратились. Восстановилось поголовье скота, иностранные активисты помогли предотвратить строительство ГЭС на Кунене, из-за которой земли племени могло залить водой. Правительство Намибии организовало передвижные школы, где дети учат английский язык. Созданы природоохранные зоны, и племя само может защищать дикую природу и зарабатывать на туризме.
Пятидесятилетняя Венгапи Тийвинда в восьмидесятые годы делала корзинки для туристов. Теперь она снова занимается сельским хозяйством - разводит коз и коров: «Жизнь во многом осталась прежней, но дети теперь умеют читать и писать. Я состою в кооперативе по рациональному пользованию природой, и мы опять можем есть дичь».

Химба. Посмотреть большую фотографию Женщин химба очень почитают, потому что они рожают детей. «Деньги не дают новую жизнь», - так говорят химба.






Химба. Посмотреть большую фотографию Девочки-подростки, у которых еще не было месячных, носят сделанные из веревки парики.








Химба. Посмотреть большую фотографию Девочка становится взрослой: женщины из разных семей собираются и заплетают ей косички. Невеста после свадьбы покидает родной дом, и на таких встречах она может общаться с другими женщинами и устанавливать связи с людьми, без которых в этом засушливом районе трудно выжить.

Химба. Посмотреть большую фотографию При переезде в дом свекра невеста надевает специальный головной убор с особой вуалью из бараньей кожи, которую опускают при отъезде от родителей и поднимают, когда девушка входит в новый дом.
Женщина считается взрослой только тогда, когда у нее появляются дети. После свадьбы она переезжает в семью мужа, а в дом матери возвращается тогда, когда приходит время родить первенца.

Химба. Посмотреть большую фотографию На голове матери, качающей младенца, — головной убор из кожи ягненка. Закрученные «рожки» символизируют способность приносить потомство.






Химба. Посмотреть большую фотографию Обрядовые перевязи-ремни матери используют в особых случаях для переноски детей. Их передают из поколения в поколение по женской линии, они символизируют силу материнства.
Мужчина со дня свадьбы должен повязывать волосы косынкой. Он живет там же, где и жил, но его социальное положение меняется очень сильно. Он получает право управлять хозяйством наравне с отцом и может основать собственное. Женатый мужчина становится полноправным членом своей семьи, по материнской линии он наследует крупный рогатый скот, по отцовской - право пользоваться землей, водой, а кроме того, получает возможность обращаться к предкам, которые являются связующим звеном между человеком и богами.
Женщины химба считают, что духи опасных животных и умерших людей могут вселиться в тела живых и те заболевают. Тогда зовут целительниц, которые изгоняют духов.

Химба. Посмотреть большую фотографию Женщины танцуют, поднимая клубы пыли, и издают громкие звуки, похожие на рык львов, - они показывают новый метод лечения, который становится все более популярным.



Химба. Посмотреть большую фотографию Одна из танцовщиц, держащая специальную курительную трубку - калабаш, - борется с другой, изображающей одержимую.











Химба. Посмотреть большую фотографию Чтобы изгнать духов, женщина, закатив глаза, впадает в транс. Антрополог Якобсон считает, что групповое погружение в транс помогает женщинам свыкнуться с новой жизнью: с наплывом туристов, ростом употребления алкоголя, с тем, что дети учатся в школах, а мужья работают в городах. Женщины лишаются авторитета, они перестают понимать свою роль в обществе и испытывают неуверенность. «Это способ преодоления конфликтных и стрессовых ситуаций, которые в последние двадцать лет возникают гораздо чаще».

Химба. Посмотреть большую фотографию Групповое погружение в транс может начаться как обычный вечер у костра. Все пьют, танцуют, едят мясо, а затем уже начинают бороться со сверхъестественными силами, чтобы вылечить больного. Созывая женщин, бьют в специальный барабан. Они рассаживаются вокруг костра и раскачиваются в такт ударам.

Химба. Посмотреть большую фотографию «Это продолжается очень долго, - говорит Якобсон, которая присутствовала на таких собраниях. - Они ведут себя совсем как подростки на дискотеке». Постепенно они погружаются в транс. «Я видела, как люди становились в таком состоянии в три раза сильнее, чем обычно». Мужчины почтительно наблюдают за происходящим. Если им приказывают что-либо сделать, они беспрекословно слушаются. Неуверенность отступает, и женщины чувствуют себя главными в этом мире.


National Geographic Россия
январь 2004

В начало статьи

Другие статьи

Hosted by uCoz