Для туристов, приехавших в северо-западную
Намибию, женщины химба, кожа которых
выкрашена охрой в красный цвет и натерта маслом,
олицетворяют «традиционную» Африку. Однако
образ жизни племени быстро меняется. Несмотря
на то, что многие женщины все еще носят одежду
из шкур, они участвуют в выборах и отдают своих
детей в школы.
Когда смотришь на этих женщин, кажется, что
современный мир совершенно на них не влияет.
Но их мужья и сыновья, которые могут получить
работу в городах, часто одеваются и на европейский
манер. По словам антрополога Маргарет Якобсон,
женщины из племени химба продолжают носить
традиционную одежду еще и потому, что им трудно
найти свое место в современном обществе.
Когда в восьмидесятые годы Намибия страдала
от бесконечных засух и войны, казалось, что
культура химба – племени скотоводов - исчезнет.
Девяносто процентов скота пало. Некоторые семьи
перебрались в Анголу. В поисках заработка часть
мужчин вступила в армию, которая сражалась
против повстанцев, боровшихся за независимость
Намибии.
Голодные мужчины, женщины и дети
наводнили город Опуво, где раздавали
гуманитарную помощь. Они селились в трущобах,
а дома делали из картона и полиэтиленовых
пакетов.
В сезон засух племя кочует по пастбищам.
Для того, чтобы прокормить домашний скот
в засуху, люди вынуждены менять за год
до десяти пастбищ. От жары дети прячутся в домиках
из веток, обмазанных глиной. А перед началом сезона
дождей, когда трава уже съедена или засохла,
они возвращаются на фермы в речных долинах,
где она еще остается зеленой.
Козы помогли химба пережить засуху
в восьмидесятых. Коров из-за ритуальных запретов
не всегда можно продать или забить на мясо.
С козами никаких запретов не связано, поэтому
они играют важную роль в хозяйстве племени.
Однако племя, насчитывающее от 20 до
50 тысяч человек, не унывает. В XIX веке химба
выжили, хотя племена с юга часто совершали
набеги, чтобы захватить скот. Многие перебрались
в Анголу, присоединились к португальской армии
и создали свои отряды. Потом некоторые
вернулись в Намибию. В двадцатых годах XX века
правители Южной Африки переселили химба
в резервации и запретили им торговать, пасти
скот, выращивать и собирать растения по берегам
реки Кунене. Но народ терпел, даже когда
приходилось есть шкуры, на которых спали.
В девяностых годах в Намибию пришел мир,
засухи прекратились. Восстановилось поголовье
скота, иностранные активисты помогли
предотвратить строительство ГЭС на Кунене,
из-за которой земли племени могло залить водой.
Правительство Намибии организовало
передвижные школы, где дети учат английский
язык. Созданы природоохранные зоны, и племя
само может защищать дикую природу и
зарабатывать на туризме.
Пятидесятилетняя Венгапи Тийвинда
в восьмидесятые годы делала корзинки
для туристов. Теперь она снова занимается
сельским хозяйством - разводит коз и коров:
«Жизнь во многом осталась прежней, но дети
теперь умеют читать и писать. Я состою
в кооперативе по рациональному пользованию
природой, и мы опять можем есть дичь».
Женщин химба очень почитают, потому что
они рожают детей. «Деньги не дают новую
жизнь», - так говорят химба.
Девочки-подростки,
у которых еще не было
месячных, носят сделанные
из веревки парики.
Девочка становится взрослой: женщины из разных семей
собираются и заплетают ей косички. Невеста после свадьбы
покидает родной дом, и на таких встречах она может общаться
с другими женщинами и устанавливать связи с людьми, без которых
в этом засушливом районе трудно выжить.
При переезде в дом свекра невеста
надевает специальный головной убор
с особой вуалью из бараньей кожи,
которую опускают при отъезде
от родителей и поднимают, когда
девушка входит в новый дом.
Женщина считается взрослой только тогда,
когда у нее появляются дети. После свадьбы
она переезжает в семью мужа, а в дом матери
возвращается тогда, когда приходит время родить
первенца.
На голове матери, качающей
младенца, — головной убор
из кожи ягненка. Закрученные
«рожки» символизируют способность
приносить потомство.
Обрядовые перевязи-ремни
матери используют в особых случаях
для переноски детей.
Их передают из поколения
в поколение по женской линии,
они символизируют силу материнства.
Мужчина со дня свадьбы должен повязывать
волосы косынкой. Он живет там же, где и жил,
но его социальное положение меняется очень
сильно. Он получает право управлять
хозяйством наравне с отцом и может основать
собственное. Женатый мужчина становится
полноправным членом своей семьи,
по материнской линии он наследует крупный
рогатый скот, по отцовской - право пользоваться
землей, водой, а кроме того, получает
возможность обращаться к предкам, которые
являются связующим звеном между человеком
и богами.
Женщины химба считают, что духи опасных
животных и умерших людей могут вселиться
в тела живых и те заболевают. Тогда зовут
целительниц, которые изгоняют духов.
Женщины танцуют, поднимая клубы пыли,
и издают громкие звуки, похожие на рык львов, -
они показывают новый метод лечения, который
становится все более популярным.
Одна из танцовщиц, держащая
специальную курительную трубку
- калабаш, - борется с другой,
изображающей одержимую.
Чтобы изгнать духов,
женщина, закатив глаза,
впадает в транс. Антрополог Якобсон считает, что
групповое погружение в транс помогает женщинам
свыкнуться с новой жизнью: с наплывом
туристов, ростом употребления алкоголя, с тем,
что дети учатся в школах, а мужья работают
в городах. Женщины лишаются авторитета,
они перестают понимать свою роль в обществе
и испытывают неуверенность. «Это способ
преодоления конфликтных и стрессовых
ситуаций, которые в последние двадцать лет
возникают гораздо чаще».
Групповое погружение в транс может
начаться как обычный вечер у костра. Все пьют,
танцуют, едят мясо, а затем уже начинают
бороться со сверхъестественными силами,
чтобы вылечить больного. Созывая женщин,
бьют в специальный барабан. Они
рассаживаются вокруг костра и раскачиваются
в такт ударам.
«Это продолжается очень долго, - говорит
Якобсон, которая присутствовала на таких
собраниях. - Они ведут себя совсем как
подростки на дискотеке». Постепенно они
погружаются в транс. «Я видела, как люди
становились в таком состоянии в три раза
сильнее, чем обычно». Мужчины почтительно
наблюдают за происходящим. Если им
приказывают что-либо сделать, они
беспрекословно слушаются. Неуверенность
отступает, и женщины чувствуют себя
главными в этом мире.
National Geographic Россия
январь 2004
В начало статьи
Другие статьи