Это страна дикой природы и национальных парков, содовых
озер и уснувших вулканов. Это страна, в которой
удивительным образом сочетаются первобытное прошлое
и цивилизованное настоящее… С Кенией связаны судьбы
многих великих людей, оставивших заметный след
в истории XX века. Это страна, где проводили время
короли и президенты, писатели и премьер-министры,
миллионеры и аристократы со всего мира…
Кенийская столица Найроби — город молодой, ему всего
100 лет. На языке племени масаи, населявшем эти места
еще до прихода английских колонизаторов, слово
«найроби» означало «место холодной воды» или
«холодный поток».
Давным-давно, когда города еще не было и в помине,
здесь был небольшой оазис — место остановки
работорговых караванов, двигавшихся из глубины Африки
на восточное побережье. Столицей же Кении Найроби стал
благодаря строительству знаменитой железной дороги —
от первоначальной столицы страны Момбасы до озера
Виктория. Когда железнодорожное полотно дотянулось
до Найроби, местечко получило статус города. Вместе
с этой дорогой в Найроби пришла цивилизация: появился
телеграф, в 1902-м — первый автомобиль, а в 1905-м раз
в неделю стала приходить почта из Англии. А спустя год
британцы перенесли столицу из Момбасы в глубь
континента...
Современная столица Кении — один из самых больших и
быстрорастущих городов Восточной Африки. Его население
составляет три миллиона человек. И это один из самых
красивых мегаполисов мира. А ведь еще 30 лет назад
башня с часами на главной площади города перед зданием
парламента была в Найроби самым высоким сооружением.
Сейчас же центральную площадь окружают современные
высотные дома из стекла и бетона.
Кстати, делать фото- и видеосъемку на главной площади
Найроби категорически запрещено. Дело в том, что здесь,
перед зданием парламента, находится усыпальница
первого президента Кении — Джомо Кениатты, очень
уважаемого кенийцами, которые вообще трепетно относятся
ко всему, что связано с их первым президентом.
Один из главных экспонатов Национального музея в
Найроби — копия его любимого слона, выполненная из
камня в натуральную величину. Первый президент был так
сильно привязан к своему питомцу при его жизни, что
даже выделил для него особую охрану, дежурившую «по
слону» круглые сутки. А когда слон умер, президент
приказал изготовить его копию, увековечив таким
образом память о своем любимце. А что касается ныне
здравствующего второго президента Кении, 78-летнего
Даниэля Арапа Мои, правящего страной последние 23 года,
то о нем кенийцы начали хранить память уже сейчас.
Говорят, он ничуть не возражал, когда главный
архитектор предложил установить в его честь скромный
монумент. И, видимо, из-за того, что второй президент
еще жив, снимать это произведение искусства никому
не возбраняется.
Людоеды Тсаво
Еще в начале XX века поездки в Кению были совсем не
безопасны. Когда в 1896 году британские колонизаторы
начали строительство железной дороги от Момбасы до
озера Виктория, они даже не предполагали, какими
жертвами оно обернется.
Строилась дорога шесть лет, ее протяженность составила
600 миль и обошлась она британским налогоплательщикам
в 5,5 млн. фунтов стерлингов.
Это грандиозное строительство, несмотря на почти
непереносимую жару и жесточайшую малярию, привлекло в
Кению тысячи человек. А еще в этих местах существовало
нечто, и это нечто считалось местными жителями
проклятием, насланным духами умерших колдунов,
восставших против затеи белых. Это было проклятие
Тсаво…
Здесь за пять месяцев строительства моста через реку
Тсаво львы-людоеды сожрали более 40 человек, причем
без всякого различия – жертвами львов становились как
европейцы, так и африканцы. И те, и другие в панике
покидали Тсаво. Работы были полностью остановлены.
Стройка возобновилась, когда львы исчезли так же
внезапно, как появились. Но проклятие Тсаво продолжало
действовать. Когда дорога была уже почти достроена и
королевский наместник сэр Хенри Райал ехал с
инспекцией из Момбасы в Найроби, Кима-киллер (так
прозвали одного из львов-людоедов) сожрал его прямо в
вагоне поезда…
Сегодня кенийская железная дорога выглядит почти так
же, как и в начале века. Пассажирский поезд из Момбасы
в Найроби идет 12 часов, покрывая расстояние в 500 км
и останавливаясь на всех полустанках. Но, несмотря
на все старания англичан, железная дорога в Кении так
и не стала популярной. Любой уважающий себя кениец
предпочитает ей автомобиль. Возможно, потому что здесь
по-прежнему верят в проклятие Тсаво…
Форт-Иисус
В далеком 1593 году, когда португальцы намеревались
сделать Момбасу столицей своих восточноафриканских
владений, они возвели форт, призванный защищать
португальские корабли от турецких набегов. В течение
всего XVII века за Форт-Иисус шли ожесточенные битвы.
За 100 лет форт девять раз переходил из рук в руки.
Самая долгая турецкая осада форта длилась почти три
года — с 1696-го по 1698-й. Под конец осады из
защитников форта в живых остались лишь восемь
португальских солдат, три индийца, две африканские
женщины и мальчик-подросток.
Когда турки все же вошли в форт, все вокруг было
усеяно трупами. Последний оставшийся в живых
португальский солдат заманил врагов на пороховой склад,
сказав, что там спрятано португальское золото, и
взорвал себя вместе с двумя десятками турок.
Впоследствии португальцы не раз пытались вернуть себе
Форт-Иисус. В марте 1728-го в ходе кровавой операции
им все-таки удалось ненадолго захватить форт. Но
через год под натиском турок гарнизону пришлось
капитулировать.Следующие 160 лет турки безраздельно
владели как Момбасой, так и Фортом-Иисус...
Когда португальцы только еще начинали строить
Форт-Иисус, англичане, соблюдавшие нейтралитет в
португальско-турецкой войне, обнаружили для себя в
Африке новый бизнес — работорговлю. И почти 200 лет
это занятие было наиболее прибыльным делом на Черном
Континенте. Лишь в 1807 году, когда британский
парламент запретил своим гражданам торговать
невольниками, англичане обратили внимание на
Форт-Иисус.
Британия должна была стать единственным хозяином
региона...И в январе 1875 года к форту подошли
британские военные корабли. После долгой осады форт был захвачен
вооруженными до зубов английскими войсками. Новые
хозяева нашли Форту-Иисус своеобразное применение:
он стал тюрьмой для особо опасных преступников. И
оставался таковым шестьдесят лет. И только в октябре
1958-го, незадолго до провозглашения независимости
Кении, его объявили национальным памятником и открыли
для посетителей. С тех пор Форт-Иисус неоднократно
реставрировали.
А во время последней реставрации в январе 1990-го
в одной из стен была обнаружена могила, а в ней —
скелет португальского солдата, захороненного в конце
XVI века.
Сейчас археологические исследования продолжаются.
Ведь Форт-Иисус — молчаливый свидетель кровавых
сражений, подвигов и предательств — и по сей день
хранит немало загадок...
Момбаса
Бывшая столица Кении Момбаса имеет очень давнюю
историю. Первый путеводитель по городу был написан
еще Диогеном, упоминал его в своих трудах и Птолемей...
Еще в XII веке Момбаса была независимым городом. Но ее
Золотой век наступил в XV столетии, когда она стала
важным стратегическим пунктом на морском пути из
Европы в Китай, Индию и Персию. На городских рынках
золото, специи, слоновую кость и железо меняли на шелк
из Индии, керамику из Персии и Китая. Жители Момбасы
носили золотые украшения и жили в двух-и трехэтажных
домах...
История города — это история войн и нашествий. Его
местоположение и удобная морская гавань не давали
покоя воинственным зимбабвийским племенам,
португальцам и туркам, немцам и англичанам. В разное
время все они пытались захватить Момбасу: ведь тот,
кто контролировал этот порт, контролировал все
побережье Восточной Африки.
Первыми из европейцев в Момбасе появились португальцы.
Узнав о богатствах Черного Континента, они решили во
что бы то ни стало завладеть всеми торговыми портами
Восточной Африки. И в 1498-м Васко да Гама привел свои
корабли в момбасскую гавань. Четырежды португальцы
практически полностью сжигали и разграбляли Момбасу,
пока, наконец, не захватили город... И до самого
конца XVII века португальцы сохранили над ним контроль.
Затем еще сто лет городом управляли оманские арабы,
выбившие португальцев из их главной крепости —
Форта-Иисус. Ну а с 1888 года Момбаса перешла в руки
британцев...
Современный морской порт в Момбасе — второй по
величине африканский порт после Кейптауна. Сегодня
через него проходит весь кенийский экспорт: чай и кофе,
кожа и хлопок. Причем момбасский порт жизненно важен
не только для Кении, но и для других стран Восточной
Африки: Уганды, Руанды и Восточного Заира.
Сегодня Момбаса – большой город с полуторамиллионым
населением и с явными признаками современного
мегаполиса. Хотя его провинциальность также достаточно
очевидна. Момбасу не назовешь ни чистым, ни ухоженным,
к тому же здесь практически отсутствует культурная
жизнь. Единственное, что привлекает приезжих, - это
обилие великолепных пляжей. Природа создала это место
для отдыха.
Главная улица старого города когда-то называлась
улицей Васко да Гамы. Но захватившие в XVII веке
турки переименовали ее, как, впрочем, и все остальные
улицы в городе. Хотя названия улиц на домах здесь не
встретишь. И практически каждый может называть улицу
или переулок так, как ему захочется…
Фасады немногих старых домов, сохранившихся в центре
города, выдержаны в арабском стиле. С резными парадными,
лестницами и балконами. Но внутри многие здания
перестроены. Появившиеся здесь недавно «новые
момбасцы» с удовольствием скупают дома в центре
города – многие здания за последние 400 лет стали
довольно ветхими и продаются почти за бесценок.
Португальцы, турки и англичане, в разное время
управлявшие городом, неоднократно пытались изменить
облик Момбасы. Но, несмотря на это, она осталась
типичным мусульманским городом, в котором сегодня уже
трудно найти следы европейского влияния.
Вероятно, в кенийских народных сказках роль яблочка
на тарелочке, способного показать все стороны света,
играет такое вот каменное яйцо, гораздо более реальное,
нежели наш сказочный «инвентарь». И пусть у блюдечка
нет голубой каемочки — в ваших руках